|
|
|
||||
РОДИТЕЛЯМ | УЧЕНИКАМ | КАРТА САЙТА | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ | |||
РОДИТЕЛЯМ Предпрофильная подготовка и профильное обучение Полезные советы от психолога
|
Психологическая готовность к школе. Что это такое?
Сегодня мы попробуем разобраться с вами, что же должен уметь
ваш ребенок, чтобы быть готовым к школьному обучению.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ХОЧЕТ ЛИ РЕБЕНОК В ШКОЛУ?
Если я задам этот вопрос вам, родителям, то большинство из вас
ответят да. Следовательно, на взгляд родителей мотивационная
готовность у ребенка присутствует (сформирована).
Однако это совсем не так.
Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются
друг от друга.
Ребенок может хотеть в школу: все сверстники пойдут туда, мама
купила ранец, школьные принадлежности и т.п. Т. е. пока школа
привлекает ребенка внешней стороной. Ребенок стремится в школу, т.к.
ему хочется быть взрослым, иметь определенные права.
Однако помимо прав, ребенок должен еще усвоить, что у него есть
определенные обязанности – рано вставать, готовить уроки, готовность
пожертвовать игрой или прогулкой ради подготовки к урокам.
Ребенок уже не только знает, но и принимает тот факт, что
каждый день надо делать уроки, что в школе нужно соблюдать
определенные правила. Это и есть внутренняя позиция школьника. В
этом случае можно говорить, что ребенок действительно желает
учиться.
Следует знать, что познавательная мотивация не возникает на
пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и
является формирование интереса к внешней стороне учебы – к школе, к
школьным принадлежностям. Такой интерес недолог, и он быстро
исчезает, в течение 2-3 месяцев. Но он нужен и важен.
На смену ему приходит интерес к содержанию занятий, к получению
новых знаний, т.е. познавательная мотивация. Формирование
познавательной мотивации зависит не только от учителя, но и в
большей степени от родителей. Родители должны рассказывать детям,
что значить быть школьником, важность уроков, оценок, школьного
распорядка, что учеба в школе это тяжелый труд и к нему надо быть
готовым.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Что такое интеллектуальная готовность? Многие родители
считают, что именно она является главной составляющей
психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей
навыкам письма, чтения и счета.
На самом деле интеллектуальная готовность школьника не
ограничивается умением читать, писать. Это определенный уровень
развития психических качеств – восприятия, памяти, внимания и
мышления. Очень важно умение моделировать, т.е. использовать
определенные знаки, схемы, модели для представления объекта
действительности, которые замещают реальные объекты. Например, чтобы
посчитать сколько машинок в гараже, необязательно перебирать сами
машинки, но можно их обозначить кружочками или палочками и посчитать
эти палочки – заменители машинок. Для решения более сложной задачи
можно предложить детям сделать чертёж, который поможет представить
условие задачи, и решить её на основе данного графического
изображения. Почему важна деятельность моделирования? Она позволяет
перевести присущее ребенку этого возраста наглядно-образное мышление
в логическое.
Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает
возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи,
улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной
деятельности.
К сожалению, дети не все обладают механической памятью, но это
не является препятствием для запоминания. С помощью специальных
упражнений можно научить ребенка запоминать стихи,
рассказы. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумывать
какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или
стихотворения. В начале вы даже можете рисовать эти придуманные
обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче
выучить нужный материал.
Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания
и мышления, организации деятельности детей.
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
Умеет ли ребенок слушать и сосредоточиться?
Для нормальной адаптации детей к школе необходима волевая
готовность. Ученик должен уметь сосредоточиться на инструкции,
который дает ему учитель. Уметь понять и принять задание.
Такое умение можно развивать и дома. Вначале давать детям
разные несложные задания. При этом обязательно попросить ребенка
повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и
правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка
объяснить, зачем это он будет делать, может ли он выполнить
полученное задание (разложить книги на полке, нарисовать картинку к
прочитанному рассказу).
Для тренировки волевой готовности хороши и графические
диктанты, в которых дети в определенной последовательности рисуют
кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники под вашу диктовку или
по заданному образцу. Можно попросить ребенка подчеркивать или
вычеркивать определенную букву в тексте или геометрическую фигуру, в
том случае, если ребенок плохо знает буквы.
Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Должны быть достаточно крепкими мышцы рук, должна быть хорошо
развита мелкая моторика. Чтобы ребенок мог правильно держать ручку и
карандаш, чтобы ребенок не уставал так быстро при письме.
У ребенка должно быть сформировано: умение внимательно
рассматривать предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти
умения во многом есть уже у 4-5 летних детей.
Однако, в возрасте 6-7 лет важны не отдельные движения рук или
глаза. В этом возрасте важна зрительно-двигательная координация.
Что это значить?
В процессе учебы ребенок часто одновременно смотрит на предмет
(например, на доску) и списывает или срисовывает то, что в данный
момент он рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия
глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы «слушали» ту информацию,
которую им дает глаз.
О трудностях координации говорит тот факт, что многим детям
рисовать по памяти легче, чем с натуры. Так как, при рисовании с
натуры внимание раздваивается, и они не могут скоординировать
действия глаза и руки.
Для развития зрительно-двигательной координации можно
использовать графические диктанты, о которых говорилось ранее. В
развитии необходимых навыков можно использовать копирование
геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр.
Помогает и конструирование, особенно по заданному образцу.
(Раздать родителям диагностические листочки детей).
Теперь, я надеюсь, многим из вас стали более понятны те
задания, которые давались детям. Эти задания направлены как раз на
выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили. Задания эти не
произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно
подготовлены к школе, легко с ними справляются.
Очень важно для успешного обучения в школе умение
ребенка общаться с одноклассниками, правильно строить
взаимоотношение с детьми и взрослыми.
Формированию этих качеств способствует сюжетно-ролевые игры.
Такие игры развивают умение не только общаться, но учат детей
согласовывать свои действия друг с другом, обмениваться мнениями и
намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать.
Обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого.
|
|||||
ГЛАВНАЯ | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ | РОДИТЕЛЯМ | УЧЕНИКАМ | КАРТА САЙТА | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ | |
Как с нами связаться: Адрес: Амурская область, г.Свободный, ул.Каменчука, 27, МОУ "СОШ №11" Телефон: 8(41643)3-23-50 E-mail: svob11@mail.ru |